Печать

Мы так часто живём по чужим шаблонам. Такое ощущение, что с самого рождения нам вырезают некие лекала и пытаются убедить кроить по ним свою жизнь. Но мы же не карнавальные костюмчики, чтобы покорно позволять делать на себе карманчики, прибамбасы и вытачки, соответствующие моде этого времени? Нам говорят «сейчас так принято», «не будь старомоден», «надо идти в ногу со временем», «меняются времена и нравы должны меняться» – должны ли мы соответствовать этим шаблонным выражениям, цель которых сделать нас такими, как все? Верующие в этом мире всегда были «другими», если сравнивать их с неверующими. Ведь сказано, что мы должны быть в нём подобны чужестранцам, путникам, которые прибыли из другого места и стремятся достигнуть цели своего путешествия, выходящей за пределы мирского.

Довольно часто приходится слышать вопрос: «какими растить верующих детей в обществе неверующих?», «как сочетать светское и религиозное», «как сделать так, чтобы мой ребёнок не чувствовал себя не таким, как все». Собственно говоря, именно последний вопрос наиболее точно отражает то, о чём мы говорим. А именно: нужно ли нам стремиться ассимилироваться и до какой степени это допустимо. Я привела вопросы родителей о детях, но на самом деле, раз они заданы о младших, значит не до конца отвечены старшими. Насколько нам возможно жить теми же ориентирами, что живут неверующие люди вокруг нас? У нас много общего с ними, потому что мы должны учиться, работать, жениться, плодиться, умирать. Но быть похожими, жить вместе и выполнять совместные земные задачи не значит сливаться полностью и уподобляться во всём. Потому что наша общность заканчивается на том, что каждому из нас предстоит умереть. То, что будет дальше, зависит уже от нашей непохожести на тех, кто стремился жизнь до могилы прожить так, «чтобы не было мучительно больно». Потому что наша цель прожить эту жизнь так, «чтобы не было мучительно больно» в послесмертии. И нам важно помнить, что самое главное начинается для нас там, где по их разумению, заканчивается.

В том, что касается необходимых для жизнеобеспечения действий мы похожи: учимся, работаем, проявляем социальную активность и пр. Однако это не значит, что нам надо жить по их жизненным шаблонам. Современный человек тратит свою жизнь крайне беспечно и в основном на материальное обеспечение «понтов» и удовлетворение стремления к роскоши. Люди вокруг нас навязывают и нам свои модели. В итоге верующий человек, чтобы не чувствовать себя «хуже других» начинает тратить драгоценные часы, минуты, месяцы своей жизни на ценности этой дунья. Пять лет работать, чтобы потратить всё в несколько свадебных дней. Десять (или двадцать даже) лет работать, чтобы построить шикарный дом или купить квартиру в престижном районе крупного мегаполиса. Год работать, откладывая каждую копейку, чтобы было потом, что рассказать коллегам о проведённом отпуске и выложить в Интернете фотки «я на фоне». Месяц работать, чтобы у ребёнка был ай-пад, потому что в классе его у всех есть. Тратить недельный заработок на ужин в дорогом ресторане с друзьями, чтобы продемонстрировать им собственную успешность (машину, телефон, костюм, часы и пр.) И всё это, чтобы не чувствовать свою ущербность, чтобы доказать, что ты такой же, как все, а может даже по «всешним» меркам даже круче. Надо ли? Оправдано ли? Не должно ли быть стыдно реализовывать собственные краткосрочные земные амбиции в ущерб вечности? Почему в ущерб, спросите вы? Ведь я читаю намаз, пощусь, садака даю, я обычный нормальный мусульманин… скажете. Любая минута, проведённая на благо собственного нафса, делает нас ущербными перед Всевышним Аллахом.

Мы тратим свою жизнь на понты, на то, чтобы соответствовать чужим шаблонам, на то, что не сможем взять с собой в могилу и на то, что после неё не приукрасит нас перед Тем, Чья благосклонность будет так решительно важна тогда. Подумайте: добиваясь ответных чувств от возлюбленной, как много подвигов совершает человек! Стараясь сохранить чувство любви и взаимного притяжения, как много делают супруги друг для друга: тратят время и средства, чтобы проявить, показать, укрепить… А ведь эта земная любовь в сравнении с Любовью Всевышнего так ли важна? Мы все стараемся узнать и исполнить рецепты приобретения и сохранения любви человеческой. Однако жизнь стоит тратить только на то, чтобы иметь и беречь Любовь Аллаха к себе.  Разве не стоит заботиться о том, чтобы жить по одному единственному шаблону – тому который предписывают нам Коран и Сунна? И стоит отметить, что не велят они нам ничего, что делало бы невозможным совместное проживание и взаимодействие с людьми, которые живут по мирским лекалам.

Шайтан обустраивает все таким образом, чтобы в этом мире нормальным считалось или греховное или то, что отнимает много времени. Если мы можем, имея знания и веру защититься от совершения явных грехов, то он подсовывает нам чужой шаблон и убеждает жить по нему. Для того, чтобы оставаться в рамках того, что является нормой в современном обществе, нужно потратить кучу времени на зарабатывание материальных средств, эту норму обеспечивающих. Мы не всегда замечаем, как наше стремление, чтобы все было «не хуже чем у других» поедает нашу жизнь. Как написано у Шварца в «Сказке о потерянном времени»: «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Резюмируя, хочу сказать, дорогие мои братья и сестры по вере, давайте будем тратить наше время на зарабатывание необходимого минимума, а всё остальное посвятим таким важным занятиям как  получение и передача знаний, распространение религии, помощь близкому, укрепление родственных связей, выстраивание прекрасных брачных союзов, выращивание богобоязненного потомства,  социальная активность на пользу уммы и той земли на которой живёшь и пр. Всё это требует нашего времени, которое уходит на то, чтобы имеющийся у нас в наличии костюмчик был не хуже, чем у соседа (утрирую). Давайте мы не будем себе позволять жить так, как можем позволить. Если вы можете позволить себе костюм модного бренда – не позволяйте, а купите на эту сумму несколько костюмов, один себе, а остальные тем, кто нуждается. Если для того, чтобы позволить себе отпуск в Париже вам надо работать целый год, не позволяйте себе. Вмените себе в обязанность потратить это время на получение знаний, и поверьте, отдых в райских кущах будет неизмеримо дольше и слаще. Если для того, чтобы сыграть «достойную» свадьбу вам надо два года работать до и три после, тратя всё своё время на то, чтобы рассчитаться с долгами, решите, что вы не можете себе этого позволить. Сделайте скромное мероприятие и обяжите себя сэкономленное время подарить вашей молодой супруге, для того чтобы она была счастлива быть вашей женой. Если вы думаете, что жизнь «достойным образом» поможет вам завоевать любовь людей, вспомните о том, что временные затраты, которых это требует, не позволят вам завоевать Любовь вашего Господа. Давайте будем скупыми для этого мира и щедрыми в стремлении к вечности. Давайте будем любить Всевышнего так, чтобы Он ответил на нашу любовь. И давайте уже решим, что это совершенно не страшно, если фасон, который мы носим, современное общество считает устаревшим.


Автор: Лейла Наталья Бахадори | www.bahadori.ru