Печать

На сегодня представляется особенно актуальной и бесспорной проблема приобщения детей к трудовой деятельности. Поэтому хочется напомнить многим об исламских традициях в их трудовом воспитании, которые сыграли огромную роль в жизни мусульман.

К этим традициям можно отнести следующие моменты:

Об ответственности родителей по трудовому воспитанию детей и формированию их как личностей говорится во многих аятах Священного Корана и высказываниях нашего Пророка Мухаммада (саллаллагьу алейгьи ва саллам). Например, Посланник (саллаллагьу алейгьи ва саллам) сказал: «Самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, - хорошее воспитание».

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: Всевышним Аллагьом и его Посланником Мухаммадом (саллаллагьу алейгьи ва саллам) на родителей, воспитателей, опекунов и т. д. возложена колоссальная ответственность не только по трудовому, но и вообще воспитанию детей, доверенных им Аллагьом. И, как известно, в Судный день нам придётся отвечать перед Всевышним за всё, что Он нам доверил. Поэтому все свои родительские обязанности по отношению к ребёнку лучше начинать осуществлять с его самого раннего возраста.

Вырастить достойного, трудолюбивого, воспитанного и высоконравственного человека - непростая задача, которая достигается колоссальным трудом и постоянной заботой о нём с учётом многообразной его жизнедеятельности.

Светский подход

А теперь мы рассмотрим некоторые положения этой проблемы с позиций светского подхода, который по сути мало чем отличается от исламского.

Следует заметить, что определяющей составляющей результативной и эффективной трудовой деятельности является, особенно в юном возрасте, умение человека сочетать различные виды деятельности. Например, сочетая физический и умственный труд, необходимо поддерживать как своё физическое, так и душевное состояние. Желательно ещё с ранних лет прививать ребёнку такое сочетание, когда он может ещё легко осваивать многообразие жизни, так как с возрастом всё становится намного сложнее.

Те, кто занимается этой проблемой, знают, например, что выдающиеся физиологи И. П. Павлов и Н. Е. Введенский постоянно подчёркивали в своих исследованиях необходимость умелого сочетания различных видов труда, умственного и физического, для повышения уровня работоспособности и сохранения высокого жизненного тонуса. По этому поводу интересно - может, и не дословное - высказывание известного русского критика Д.И. Писарева, который подчёркивал, что основные действия и усилия благоразумного человека должны быть ориентированы не на то, чтобы «...чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью», а на то, чтобы вести такой образ жизни, при котором организм как можно мрныттр приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке.

Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна развивать у детей умение трудиться, воспитывать искреннее уважение к людям будничного труда, бережно относиться к его результатам, воспитывать стремление оказывать помощь окружающим, постоянно и добровольно выполнять трудовые обязанности, вырабатывать потребность в совместном труде, умение его организовать.

Воспитать в ребёнке трудолюбие и другие позитивные аспекты жизнедеятельности нельзя нудной опекой, нотациями, запретами и другими многословными внушениями. Лучшим способом воспитания является пример родителей.

Их добросовестное, ответственное и целеустремлённое отношение помогает ребёнку понять важность и определяющую роль труда в жизни человека и общества. На ваших примерах дети должны понять известную формулу жизни: благосостояние человека определяется его отношением к труду. Родителям всегда следует помнить, что их действия и высказывания в присутствии детей непременно отразятся на них.

Процесс трудового воспитания следует начинать с элементарных действий самообслуживания ребёнка и развития навыков гигиены и соблюдения порядка в его делах. Такой подход позволяет ему понимать его ответственность и обязанности по отношению к себе и его среде обитания. Это позволяет ему правильно выстраивать отношения с родителями и членами семьи. Осуществляя различные действия ежедневного необходимого бытового труда, он начинает понимать его важность, тем самым у него появляется уважение не только к своему и чужому труду, но и ко всем членам семьи.

Как известно, в школе дети тоже трудятся - они учатся. Ребёнку, который дома имеет определённые обязанности и на которого возложена ответственность, будет легче учиться, саморазвиваться, он будет более самостоятельным. Конечно, после занятий в школе надо выполнять домашние задания (это минимум), но это не является причиной того, чтобы не помогать семье. Например, убрать квартиру, приготовить пищу, купить продукты, присмотреть за престарелыми родственниками или маленькими детьми и т. д. Это должно осуществляться в любом возрасте, что способствует развитию у ребёнка не только трудовых навыков, но и моральных, нравственно-этических и благородных качеств. Их преимущественно можно получать только в семье и только при помощи родителей.

Надо помнить, что поручения и вообще любые действия, которые будет осуществлять ребёнок, должны быть посильными и соответствовать его уровню развития, знаний, умений и трудовых и других навыков. А также следует учитывать его половые, возрастные и индивидуальные особенности совместно с моральной и психологической подготовленностью.

Практика показывает, что, особенно в юном возрасте, девочек мамы больше приобщают к трудовой деятельности, поручая им задания по приготовлению пищи, уборке помещения и т. д. С мальчиками дела обстоят несколько хуже. Как правило, у пап времени нет, они всегда на работе, а мамы, хотя и привлекают сыновей к делу, но не так часто, как следовало бы, и у них с девочками получается лучше. Поэтому папам следует, если хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, находить время по их вовлечению в трудовую, воспитательную и вообще в многогранную жизнедеятельность. Родителям следует помнить об их особой роли в воспитании детей и формировании настоящих личностей.

Многие исследования показывают, что в среднем у девочек свободного времени бывает на 3-5 часов в неделю меньше именно потому, что они почти всегда имеют больше домашних обязанностей. Такое нежелательно и вряд ли приемлемо, особенно в мусульманских семьях. Подобное воспитание приводит мальчиков к мысли, что домашняя работа -«привилегия» исключительно женского пола. При проведении исследований постоянных домашних обязанностей у детей выявлены следующие примерные пропорции: около 60-70% девочек и только 30-40% мальчиков имеют постоянные домашние обязанности.

Особенно в подростковом возрасте дети нуждаются в помощи родителей по организации труда, рационального использования своего времени, в вопросах самоподготовки и самоуправления, то есть у детей возникают те же проблемы, что и у взрослых. Просто примеры родителей ничего детям не дадут и автоматически не перейдут к ним, если они не будут вовлечены в трудовые и другие процессы и задействованы в них.

Особое внимание родителям следует уделять выявлению особенных личностных склонностей и творческих способностей конкретного ребёнка. Как правило, именно в детстве проявляются определённые наклонности к тому или иному виду деятельности, и задача родителей - увидеть их вовремя и помочь развить.

Таким образом, наряду с радостным событием появления ребёнка на свет перед родителями возникает необходимость дать ему как нравственно-этическое, так и трудовое воспитание.

Да поможет нам Всевышний в воспитании достойных детей! Амин.


Мухаммад Букар Гамидуллаев | Газета Ассалам