Вверх

Читая помни - Истина известна лишь Всевышнему Аллагьу

История любого народа связана с общемировой историей, лакцы как и другие народы Кавказа часто оказывались в гуще исторических событий происходивших в этом регионе. Как и все кавказцы они пережили нашествия множества бродячих народов, которые с оружием в руках пытались обратить в свою веру или попросту покорить народы встреченные на своем пути.

Сюда относятся все моголо (или монголо) - татарские нашествия, нападения арабов, персов, турков и проч. Самое опасное и наиболее активное, внешне по крайней мере, это казаческое движение стремящееся на протяжении последних трехсот лет физически уничтожить все нехристианские и некоторые христианские народы Кавказа и захватить "расчищенные" таким образом земли.
Народы находящиеся на пути подобных движений решали свои проблемы различными путями.

Некоторые из них договаривались с "движущимися", некоторые нежелая подчиниться брались за оружие, некоторые переселялись вглубь гор справедливо полагая, что там их не достанут. Как показало время и технический прогресс они ошибались.
Лакцы пережили все эти нашествия понеся невосполнимые потери. Сегодня новая Кавказская война пришла и в лакские села. Есть убитые и раненные, сожжены и разграблены дома лакцев. Появились сироты и вдовы. Наш народ, в который уже раз за всю свою историю, поставлен на грань выживания. Мы лакцы знаем, что выжить сегодня мы можем только вместе. В одиночку это невозможно.
Эта часть нашего сайта посвящена истории лакского народа и лакцам учавствовавшим в наиболее значительных исторических событиях.

Введение

История народов теряется во тьме веков. Особенно это относится к малым народностям, не имеющим письменных и материальных источников о ранних периодах своего развития. Воссоздать пройденный ими путь становится возможным только используя работы историков соседних стран, результаты исследований других наук (археологии, этнографии, филологии). Анализируя и обобщая исторические данные, сопоставляя различные гипотезы и логические предположения, можно объективно осветить тот или иной период развития народа.
Авторы книги в кратких очерках рассматривают основные периоды развития лакцев с древнейших времен до наших дней. Процессы этнической истории предполагаемых предков лакцев неразрывно излагаются с происхождением других народов Кав-каза и Дагестана.
Основное внимание в книге Рамазана Маршаева и Буты Бутаева уделяется изучению истории лаков 1У в. дон. э-1У в. н.э., т. е. в период, когда в источниках греко-римских авторов появились первые известия о них. Приводимые материалы служат подтверждением тому, что классические леки и гели в определенное время входили в состав Кавказской Албании, хотя не все аспекты этой проблемы освещены одинаково полно. Это, по-видимому, связано с недостатком исторических источников. Материалы о миграционных процессах в этнической истории классических леков в междуречье Евфрата и Тигра очень интересны, но нуждаются в дальнейших изысканиях.
Авторы весьма подробно прослеживают процессы исламизации лакцев в период арабских завоеваний и проповеднической деятельности. сеидов из Аравии. Важнейшим политическим последствием проникновения ислама в Лакию стало образование Казикумухского шамхальства приблизительно в Х в. и превращение его в раннеклассовое государство со столицей Кумух.
Приводимые авторами источники свидетельствуют о значительной политической и социально-экономической роли шамхальства в жизни всего Дагестана. Особо следует отметить участие лакцев в распространении мусульманства среди народов Дагесана и Северного Кавказа в раннем и позднем Средневековье. Борьба казикумухских владетелей за независимость дагестанских народов, входящих в состав шамхальства, против нашествия монголов и Тимура показана с привлечением письменных исторических источников, фольклорных произведений и др. материалов.
Ирано-турецкие завоевания и походы на Дагестан, в том числе и на Казикумух, рассматриваются с широким использованием разнообразных сведений как из архивных документов, так и из трудов восточных и европейских историков. Авторы показывают, что в эти периоды лакцы не ограничивались пассивным сопротивлением. На конкретных примерах показаны героические страницы их борьбы против ирано-турецких завоевателей в Х1У-ХУП1 вв.
В книге хорошо прослеживаются специфические особенности социальной структуры лакцев в феодальную эпоху. С большим интересом читаются разделы о характере крестьянского хозяйства, орудий труда и быта, образовании аулов, о ремесле и ремесленных изделиях. Раскрывается специфика скотоводческого, отгонного и стационарного хозяйства лакцев.
Важное место занимает изложение причин распада Казикумухского шамхальства и возникновение нового демократического государственного образования с политической властью халкълавчи, избираемого на общенародном сходе. Возникновение Казикумухского ханства прослеживается в процессе острых внутриполитических противоречий между феодальными группировками с активным участием в них союзов сельских общин.
Новый период в истории лакского народа начинается со времени присоединения его к России. Авторы демонстрируют имеющийся фактологический материал, показывающий сложность и противоречивость этого процесса, имевшего определенные прогрессивные последствия в экономическом и общественном развитии Лакии.
Борьба лакцев против колониальной политики царизма, участие их в освободительном движении имама Памиля и в восстании 1877 г. в книге освещаются с привлечением местных источников, и на этой основе раскрываются причины социальных и экономических последствий борьбы.
Можно было более подробно осветить период развития лакцев, начиная с конца XIX века и до победы Октябрьской революции, а также периода гражданской войны. Однако этому посвящено много исторических и литературных работ. Книга завершается заключительной главой о достижениях лакцев в годы экономического и культурного подъема Дагестана. Здесь же даны материалы об участии лакцев в борьбе против фашистских захватчиков, восстановлении разрушенных до тла. городов и сел, о достижениях лакской интеллигенции в области науки и техники.
Народ, нация, страна состоят из людей. И у каждого народа есть чем гордиться и кем гордиться. Любовь к своему краю, своей истории и ее личностям также свойственна людям, как любовь к родителям. У них, у этих личностей, учимся самоуважению и уважению к ближнему. Преклоняемся перед их мужеством, умом, знаниями, культурой, дружелюбием.
Все мы, например, были бы беднее, если не было бы у нас своих знатных полеводов, животноводов, садоводов, кустарей. Героев Советского Союза и труда, генералов, академиков, лауреатов ленинских и государственных премий, врачей, учителей, художников, поэтов, писателей, народных артистов, спортсменов, космонавты СССР и многих других достойных сынов и дочерей. 
Я думаю, прядет время, когда школы, клубы, больницы, библиотеки, колхозы, улицы, площади в наших селах, поселках, городах будут названы их именами. Есть у моего народа и свои беды, и тревоги. Об этом свидетельствуют развалины многих аулов, невозделанные поля, и, что особенно непривычно, заброшенные могилы предков. В далеком 1944 г. население около тридцати высокогорных лакских аулов принудительно переселили в чеченские села. Это обернулось трагедией для людей двух братских народов. Сколько таких грубых, незаживающих шрамов осталось на теле лакского народа.
Дагестан слишком мал для конфликтов, раздоров. Уникален и неповторим дружбой и братством, что видимо, хорошо понимали наши предки. Это довольно ярко прослеживается в книге. Несомненным достоинством книги Рамазана Маршаева и Буты Бутаева является то, что это - первый обобщенный труд по истории лакцев до современного периода. Работа изложена доступным языком, предназначена для широкого круга читателей, может быть использована в практической работе в вузах, школах и других учебных заведениях Дагестана.
 

МАГОМЕД БУТАЕВ,
 доктор исторических наук, профессор




Мудрость дня

От земли до звезд

21.01.2023 • Мудрые мысли

От земли до звезд не существует простого пути Сенека ... Читать далее

Мы ♥ Ислам

Мы в Telegram

Самые читаемые