Печать

«Даешь соревнование! Даешь великий план! Мы выполним задание рабочих и крестьян!»

Сегодня трудно себе представить, что могли значить эти слова для людей, их придумавших. И что вообще это за слова – такие громкие и пафосные?! А ведь на самом деле этими буквами точно выверен смысл жизни рабочих, прибывших в далёкие 30-е годы прошлого века (из всех уголков не только Дагестана, но и Советского Союза) в болотистую степь по решению Политбюро ЦК ВКП(б) на строительство головного предприятия по производству морского оружия.

Итак. История Каспийска начинается…

Давайте представим себе… 1932 год. 8-километровая степь, расположенная между горами и морем (в 18 км от Махачкалы). Страшная жара, попеременно воют ураганные ветры, и только тучи малярийных комаров населяют эту болотистую местность… Спрашивается, кому и зачем пришла в голову идея что-то здесь возводить?! Как мы знаем из учебников, в это время только завершились Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война. У руля стоит молодое советское правительство, которое думает о преобразовании таких старых царских окраин, как Дагестан, в частности, в индустриально-развитые республики. В приоритете – равномерное распределение производственных сил с центра на окраины, укрепление оборонной способности молодого российского государства. Итак, по предложению наркома тяжёлой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе принимается решение о постройке именно в этом «неприветливом» месте крупного предприятия судостроительной промышленности, выпускающего оружие для военно-морского флота.

Энтузиасты, приехавшие в здешние края работать, свято верили, что плоды их трудов будут принадлежать им, такова была советская идеология того времени. Эмоциональный накал, который присутствовал тогда на стройке, не поддаётся описанию. Образовался палаточный городок, который стал называться Двигательстрой. В 12-местных палатках стояли железные койки, которые постоянно обрабатывались керосином, дабы отпугивать полчища комаров, матрацы и подушки были набиты высушенной морской травой, сверху кровати накрывали марлевым пологом – вот вам и место для отдыха! В то время из-за эпидемии тропической малярии район современного Каспийска стал Долиной смерти, эта страшная болезнь унесла тогда до 20 процентов жителей. По причине заболоченности места и летом, и зимой приходилось работать в резиновых сапогах, представляете себе, каково было людям?!

При этом чёткого плана строительства не было, профессионально подготовленных кадров тоже. Естественно, это не могло долго оставаться незамеченным в правительстве. В 34-м году с инспекцией в Двигательстрой прибыл Орджоникидзе. Он раскритиковал проводимую работу. И ситуацию поправили – в поселке появились школа и ремесленное училище. На завод пошла работать уже обученная молодёжь. Это и помогло впоследствии наладить работу. Ведь до этого времени люди, которые приезжали на стройку из разных районов Дагестана, не просто ничего не умели, они даже русского языка не знали. Представляете себе стройку без света и воды? Тут без героических рекордов никак! Была налажена трёхсменная работа, и в кратчайший срок была построена ТЭЦ, которая и дала электричество.

Каспийск начало чб

За 42 дня было построено 2-этажное здание общежития! С водой тоже вскоре все наладилось, её поставляли из нового источника под Карабудахкентом на лошадях. Это была питьевая вода, а для хозяйственных нужд использовали воду из канала имени Октябрьской революции. Большинство домов в Каспийске и практически все корпуса завода были построены из камня, который добывали здесь же, на каменном карьере, и по узкоколейке доставляли его на стройку. Ветры здесь были такие, что когда состав, разгрузив камень, возвращался в карьер, порывами ветра вагоны разносило по всему полю, как спичечные коробки, – вот вам правдивый сюжет для фильма-катастрофы! Несмотря на все лишения и трудности, рабочие справились с задачей – к 37-му году строительство завода удачно завершается, он уже даёт серийную продукцию, работает вся инфраструктура посёлка – магазины, библиотеки, рынки, бани. Двигательстрой стал самым благоустроенным, отличающимся современным архитектурным обликом населенным пунктом Дагестана с населением около 13 тысяч человек.

Каспийск чб

А «Дагдизель» – одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе! Его производственная площадь – 113 тысяч квадратных метров, а трудится на ней 6 тысяч человек. Во время Великой Отечественной войны часть производства была временно размещена в Казахстане, а после того, как в войне наступил коренной перелом, всё вернулось на прежнее место. Не только с радостью, но и с чувством исполненного долга встречали двигательстроевцы день Великой Победы. За время войны они выпустили более 3 тысяч торпед. Оружием, сделанным их руками, наши моряки громили фашистов. Известно, что только в Финском заливе с помощью «изделий» завода было потоплено три транспорта, один сторожевой корабль, один миноносец и два торпедных катера врага. В годы войны около 800 двигательстроевцев были отмечены боевыми и трудовыми наградами, 200 тружеников «Двигательстроя» удостоились медалей «За оборону Кавказа». Двум каспийчанам – Александру Назарову и Магомед-Загиду Абдулманапову – посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. Их именами в Каспийске названы улицы, школа и училище.

Дивный символ

здание-остров Каспийск

Символ 30–40-х годов – загадочный и величественный замок в море, именуемый 8-м цехом; здание-остров испытательной станции (в народе его нарекли «Тамарой»)… Меня всегда мучил вопрос, каким образом его построили. Там, глубоко в море?! Да ещё в те далёкие годы? В музее города Каспийска ответ на мой многолетний вопрос я, наконец, получила. Представить только, на берегу с помощью зенитных снарядов вырыли огромный котлован, потом сделали деревянный настил и залили опалубку. Получился железобетонный ящик высотой 14 метров. Затем котлован с помощью искусственной перемычки соединили с морем, заполнили водой, и бетонный ящик всплыл. Далее его отбуксировали на расстояние 2,4 км от берега и открыли нижние шлюзы. Он заполнился водой и затонул, но не на дно, а на подушку из бутового камня, предварительно возведённую в том месте. Следом стали строить надводную часть.

Новое имя

каспийск в начале

17 сентября 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Двигательстрой был преобразован в город Каспийск. А через год на заводе №182 освоили новый вид продукции – дизельные двигатели, которые теперь известны в 34 странах мира. Именно с этим направлением производства связаны новое название завода – «Дагдизель» и его символ из двух букв «Д» на фоне якоря. Наиболее престижным направлением работы завода в период с 1957 по 1964 годы стало производство военной ракетной техники. И первая в мире крылатая ракета морского базирования была создана именно здесь, в Каспийске!

В самом городе строится много жилья, улицы и дома уходят в степь, и начинает казаться, что через десяток-другой лет Махачкала и Каспийск сольются воедино и станут одним просторным и солнечным городом. Что касается архитектуры города, то прекрасная чугунная решетка парка, окружающего Дворец культуры, памятник Кирову, линейная планировка города и его обращение к морю – всё это в духе Питера и благодаря ленинградским проектировщикам. Только вот жаль, что море беспощадно разрушило и пляж, и набережную Каспийска, и вплотную подошло к ТЭЦ. Когда-то эту набережную каспийчане только строили и сажали на ней цветы и деревья...

Новая жизнь

Каспийск въезд чб начало

1960 год – вступает в строй и начинает выпускать навигационное и другое корабельное оборудование Каспийский завод точной механики. «Морская» составляющая города дополняется филиалом нижегородского судостроительного завода «Волга», где ведутся сборка и летные испытания экранопланов (детище великого конструктора Ростислава Алексеева) - гигантских летающих кораблей, не имеющих аналогов в мировом судостроении и поражающих наше воображение до сих пор. Труд каспийчан, и в первую очередь коллектива завода «Дагдизель», их заслуги перед страной и республикой получили высокую оценку. В 1971 году завод был награжден орденом Ленина, в 1984 году – орденом Октябрьской революции. До 1985 года в стране не было таких знаков трудового отличия, какими бы не был отмечен коллектив этого предприятия.

Сегодняшний Каспийск – это: население в 103 тысяч человек, средний возраст которых 28-30 лет; 11 общеобразовательных школ, гимназия, два профессионально-технических и медицинское училища, техникум, институт, центр компьютерного обучения, «Дагдизель» и «Каспийский завод точной механики», камнеобрабатывающий завод, хлебозавод. И сейчас, оказавшись в этом приморском городке, будто слышишь (как и тогда, несколько десятков лет назад) тот самый заводской гудок, и перед глазами предстаёт картина, как реки рабочих, спешащих на смену, стекаются по улицам к сердцу города – заводу «Дагдизель» – детищу самоотверженности и героизма простых и великих смертных людей.


Выражаем огромную благодарность директору музея завода «Дагдизель» И. С. Шагневой.