Печать

Кавказ – самый многонациональный регион России, родина многих народов. Однако разнообразие культурных традиций, обычаев объединяет почтительное отношение к женщине. Уважение к женщине проявляется у всех народов Кавказа – христиане они или мусульмане, горцы или жители равнины.

Именно женщины передают из поколения в поколение нашу культуру, наши духовно-нравственные ценности. Поэтому проявление по отношению к ней грубой силы, наглости, всего того, что оскорбляет ее достоинство, встречало презрение и отпор у всех кавказцев.

Недаром самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены. Присяга эта связана с кебином – брачным договором. Если показание присягателя оказывалось ложным, то брак признавался недействительным. Как только жена узнавала, что муж присягнул ложно, она могла немедленно уйти из дома.

На Кавказе известны случаи массового примирения с участием матерей. Одно из таких преданий приводит абхазский ученый А.Гуажба. «Между убыхами и абхазами разгорелась вражда. Взаимным набегам не было видно конца. Но в те времена были очень мудрые люди, «умевшие примирить огонь и воду», и они решили положить конец вражде. Собрались с обеих сторон и со всех краев Западного Кавказа самые уважаемые и почитаемые старцы, и вот что они решили: со стороны правого устья реки Псоу лежит обширная равнина. Туда было доставлено с их согласия 500 молодых абхазок с грудными детьми и 500 убыхских матерей, также с грудными детьми. Их поставили в ряд напротив друг друга с младенцами в руках, завязали глаза и обменяли младенцев. Потом женщин с детьми сразу развезли в родные аулы. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем абхазы и убыхи, зная, что с той и с другой стороны родная кровь,перестали мстить и совершать набеги».

Нередко горянки брались за оружие, чтобы защищать родной дом. Тамерлан захватил и разорил село Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения Аркаса избежавшие наказания сельчанки достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.

По легенде, Тамерлан потерпел сокрушительное поражение от войска под командованием девушки-горянки. Звали ее Патима, по прозвищу Парту, что в переводе с лакского означает «блистательная», «молниеносная». В лакской эпической поэме описывается, как Парту Патима побеждает в единоборстве лучших бойцов из стана Тимура, а затем ее войско, воодушевленное этим примером, на голову разбивает армию прославленного Тамерлана, которого называли Потрясатель Вселенной.

Отношение к женщине в Дагестане всегда было особым. Все самые красивые обычаи и традиции держатся на них. У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника – кровомщение прекращается. Вмешательство женщины часто останавливало самую жестокую распрю. Для этого ей стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися. Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях, например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, они прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней. При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней.

Так как мужчины постоянно воевали и их в любой момент могли убить, в некоторых селах появилась интересная традиция: земля, дом и все богатство числилось за женским полом, у мужчины ничего, кроме оружия и коня, не было. При выходе девушки из одного села в соседнее, основное богатство – земля – переходило этому соседнему селу, поэтому девушек старались не выдавать замуж за пределы общины. Такой обычай существовал жителей села Муги – при женитьбе записывать все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома. Жена при разладах в семье смело говорила мужу: «Если не желаешь жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны!». Соседи мугинцев в связи с этим нередко их высмеивали.

В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него – проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство. У осетин женщина пользовалась большим почетом, чем мужчина, если они вдвоем шли рядом, то женщина шла справа, если с нею двое мужчин, то между ними. Когда женщины проходили мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то они вставали, приветствуя их. По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с ней, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь. Во время кровной вражды женщин никогда не убивали. Если же кто-нибудь и совершал подобное преступление, то он этим навлекал на себя величайшее презрение. Женщины старшего возраста находились на особом положении и пользовались большим всеобщим уважением. Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел, они занимали равное положение с главой семьи.

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь». Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой.

Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу. Если по западной традиции мужчина пропускает женщину вперед в знак уважения, то по чеченской – уважая и оберегая женщину, он всегда идет в переди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом. Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Об уважительном отношении к женщине чеченцев свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось не почитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую он попадет в рай.

У ингушей также уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагали определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и не знакомая, проходит мимо.

У черкесов есть такие поговорки: «Глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут»; «Опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами». Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по обычаю, он должен загладить свою вину подарком. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь. Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути. Женщина – хранительница очага, выступает в адыгской семье и хранительницей необходимых порядков, которых требует этикет по отношению к свекрови и свекру, к старшим. Все черкесские женщины были освобождены от тяжелого физического труда.


Материал подготовила: Гульнара Гаджиева