Вверх

История ювелирного искусства, да и в общем декоративно-прикладного искусства Дагестана имеет глубокие корни. Если обратиться к данным археологии, то есть сведения, что в Дагестане производили ювелирные украшения еще в эпоху бронзы. Конечно, эти изделия по своему декоративному оформлению архаичны и примитивны. Но уже в то время дагестанские мастера делали украшения из бронзы: кольца, перстни, браслеты, цепочки, подвески, различные булавки, заколки, подвески, фибулы – застежки для туники, а к мужскому костюму делали разнообразные нашивки из бронзы, бляхи и поясные пряжки и т. д.

История ювелирного искусства в Дагестане

Помимо этого, изготавливали украшения для убранства коня и предметы быта.

По мере совершенствования и развития человечества усложнялись технологии обработки металла и осваивались новые – начали изготавливать изделия из серебра и золота.

В исторических сочинениях VI в. н. э. упоминается аул Кубачи под персидским названием Зирихгеран, что означает «кольчугоделатели», «бронники», позже Зирихгеран получил тюркское название «Кубачи» – с тем же смыслом.

До нас дошли изделия из серебра, изготовленные дагестанскими мастерами, – амулетницы XV–XVI вв., обнаруженные в ауле Кубачи. По своему композиционному решению они представляют собой некую коробочку, украшенную различными камнями – бирюзой, сердоликом, альмандином и другими декоративными элементами.

В более поздний период, в частности в XVIII веке, когда дагестанские этносы начали контактировать с соседними народами, наши мастера стали выезжать за пределы Дагестана – в Иран, Сирию, Саудовскую Аравию и другие восточные страны.

Кроме этого, мало кому известно, что дагестанские ювелиры того времени посещали и Европу. Об этом свидетельствует тот факт, что некий дагестанский ювелир был принят при дворе французского короля, которому была подарена кубачинская сабля, а тот в ответ наградил ювелира грамотой с гербовой печатью. Этот документ до сих пор хранится в ауле Кубачи. Другими словами, можно сказать, что XVIII век для дагестанского искусства был периодом бурного развития.

Посещая другие страны, дагестанские мастера стали заимствовать какие-то стилистические элементы, орнаменты, технические приемы, что, конечно же, обогащало ювелирное искусство Дагестана. XIX век стал для дагестанского ювелирного производства периодом расцвета. В первую очередь, благодаря тому, что о мастерах из Дагестана узнали далеко за пределами республики.

Конечно, в период Кавказской войны развитие несколько приостановилось, но уже по завершению войны ювелирное производство в Дагестане стало стремительно развиваться. Дагестанские златокузнецы, начиная со второй половины XIX в., начали работать в соседних городах и странах. К примеру, братья Тубчиевы – известные кубачинские мастера того времени, работали при дворе последнего российского императора Николая II.

Следующий этап развития ювелирного искусства – с 60-х гг. XX в., когда большое внимание уделялось народным промыслам, по всей стране создавались художественные комбинаты, в том числе они были созданы и в Дагестане – в Кубачах, Гоцатле.

Исторически на территории Дагестана существовало несколько крупных ювелирных центров – Кубачи (даргинцы), Гоцатль (аварцы) и Кумух (лакцы). Помимо этого существовали и мелкие центры, которые были малоизвестны и поэтому малоизучены.

Женские ювелирные украшения, являясь неотъемлемой частью национального женского костюма, выделяются невероятным многообразием художественных форм. Так, по одежде и украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу.

У кубачинских женщин мы наблюдаем очень красивые браслеты. Браслеты кубачинских мастеров отличает особая форма, они богато украшены камнями. Кубачинские мастера чаще всего отдавали предпочтение таким камням, как альмандин, бирюза, сердолик, мелкий жемчуг. Совершенно необычны по своей форме кубачинские кольца-перстни. Они отличаются массивностью верхней части, напоминающей чем-то коробочку созревшего мака. Сейчас трудно предполагать, чем обусловлена такая форма.

История ювелирного искусства в Дагестане

Браслет, Дагестан, с. Кубачи, сер. ХХ в., серебро, позолота, бирюза, сердолик

Такие композиции создавались неслучайно, они обусловлены определенными традициями и эстетическими предпочтениями. У кубачинок также можно встретить особые браслеты-обереги. Такие браслеты имеют подковообразную форму, а на концах можно разглядеть как бы глаза какого-то пресмыкающегося – лягушки или змеи. Их изображение раньше считалось своеобразным оберегом не только у кубачинцев, но и у всех дагестанских народов. В Кубачах ювелирные украшения имели некое сакральное значение – семейные украшения передавались из поколения в поколение, их нельзя было продавать.

Изделия гоцатлинских мастеров отличались от кубачинских большей сдержанностью. В Гоцатле мы наблюдаем большое количество украшений: браслеты, кольца, височные подвески, пряжки различной формы, украшенные также гравированным черновым орнаментом. Как правило, дополнялись эти украшения сердоликом и кораллом. Аварские мастера, живущие в Закавказье, под влиянием восточных традиций в своих работах использовали обилие разноцветных камней, золочение, накладную филигрань. Эти украшения были очень массивными. Например, свадебный костюм закаталинской невесты со всеми украшениями мог весить около двадцати пяти килограммов!

Кумухские мастера также отличались от других дагестанских мастеров. Они впервые в Дагестане стали изготавливать женские украшения с использованием техники филиграни. Это тончайшая, очень сложная и кропотливая работа. Изюминкой лакских мастеров считались женские пояса, выполненные в технике филиграни. Для их украшения использовались различные камни. Лакские мастера обязательно покрывали свои украшения позолотой, что придавало им богатый и изысканный вид. Они наиболее часто выезжали за пределы Дагестана, и поэтому в их работах прослеживаются более утонченные орнаменты.

История ювелирного искусства в Дагестане История ювелирного искусства в Дагестане

В Гунибском районе в с. Ругуджа тоже занимались ювелирным производством. Украшения ругуджинских мастеров отличаются сдержанным убранством и лаконичными формами. В парных подвесках, нашиваемых на свадебное платье и головной убор аварок «маргъал», встречается стилизованный образ лошадок, развернутых друг к другу спинами. Свадебный наряд ругуджинской невесты дополняла большая многоярусная подвеска – «куц». Она крепилась на колечках к туникообразному платью-«горде» по центру. Иногда по бокам платья цепляли еще по 2 или 4 амулетницы.

Особенности мужских украшений в Дагестане

Мужской костюм различных национальностей Дагестана мало чем различался. Как правило, это были традиционные черкески, украшаемые в нагрудной части карманами, в которые вставлялись газыри.

Существует несколько предположений, для чего носили газыри. Многие считают, что это делалось для того, чтобы защитить грудь от удара холодного оружия, кто-то говорит, что если газыри имели полую структуру, то их использовали для хранения пороха. А с точки зрения эстетики газыри дополняют мужской костюм, делая его более привлекательным.

Газыри изготовлялись разными способами. В основном их делали из серебра, затем гравировали и покрывали чернью. Были также газыри, которые делали из металла с нанесением золотой насечки или из слоновой кости.

Обязательным элементом мужского костюма был пояс или ремень. Они могли быть различной формы – кинжальные или кинжально-шашечные. Ремни, как правило, делались из сыромятной кожи и могли быть дополнены серебряными или железными с золотой насечкой элементами – пряжками, подвесками и т. д.

Отдельно хочется сказать о производстве холодного оружия, которое тоже можно отнести к ювелирному искусству. Традиционно здесь использовалась техника гравировки по серебру с последующим нанесением черни, позолоты.

В конце XIX – начале XX века стала популярной техника насечки золотом по металлу. В большом количестве использовалась слоновая кость, дагестанские мастера даже освоили технику нанесения на нее золотой насечки – это очень сложная и трудоемкая работа. Подобная технология, насколько нам известно, больше нигде не встречается. Еще применялась техника цветной эмали, ее родоначальниками были братья Тубчиевы.

Современным мастерам есть на что опереться, с кого брать пример. Тем не менее, многие в погоне за рублем зачастую не соблюдают традиции дагестанских мастеров прошлых лет, для них важно побольше сделать и побыстрее продать. Это очень печально. Но радует то, что есть и такие, кто понимает, что нужно сохранить ювелирные традиции, веками сложившиеся в Дагестане. Хочется надеяться, что в наше время и в будущем ювелирное искусство Дагестана будет развиваться, а изделия дагестанских мастеров будут так же востребованы в мире, как и в прошлые времена.


Материал подготовила: Татьяна Борисенко

Особая благодарность Центру этнической культуры за предоставленные фотографии.

Мудрость дня

Зат Рана. 70 мудрых мыслей о нашей жизни

04.12.2018 • Мудрые мысли

Каждый год я ощущаю восторг от того, как много всего изменил, сколько всего нового выучил и как мало я в то же время знаю. Это помогает мне подвергнуть сомнению то, что раньше я считал неопровержимым. И это повод поразмышлять над тем, как я стал лучше и что этому поспособствовало. Я уверен, что ч ... Читать далее

Мы ♥ Ислам