Вверх

У народов Кавказа с древнейших времен сохранились устные сказания о легендарном обществе далеких предков, именуемых нартами. Нартов сопоставляли с первыми людьми, жившими в героическую эпоху, считали, что они были большого роста – великанами.

Нарты упоминаются в фольклоре осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, а также у некоторых народов Дагестана. К сожалению, нартский эпос сильно пострадал после распространения Ислама: так как их считали язычниками, нарты стали чаще играть отрицательную роль – врагов людей, людоедов.

Фольклорист Махти Джуртубаев в книге «Происхождение нартского эпоса» приводит некоторые лакские и аварские легенды о нартах.

Лакцы рассказывают, что два нарта, Арнил и Бархху, были влюблены в снежную красавицу - Пери. Она жила на горе Пабаку, с вершины которой она видела Каспийское море и желала иметь такое же море возле своей горы. За это трудное дело и взялись братья-нарты: Арнил рыл в горах, а Бархху брал из моря песок и высыпал его возле Кумторкалы. Так появился бархан Сарыкум. Баррху увидел, что Арнил опережает его, выстрелил из лука и убил брата, тело которого упало в море. Увидев это, красавица заплакала и растаяла от своих горючих слез, из них образовалась река Кази-Кумухское Койсу, которая потекла к морю. Так влюбленные и встретились.

Другое лакское предание объясняет происхождение созвездия Большой Медведицы. Во время пира нарты пускали по кругу огромный ковш. Некоторые из них, осушив его до дна, вели себя непристойно, хулили бога. Аллах разозлился на них и поднял нартский ковш на небо. С тех пор Большую Медведицу лакцы называют Ковш.

А вот аварское предание «Гадаробер» очень напоминает эпизод из «Одиссеи» Гомера. В «Гадаробер» говорится, что некий аварец Али натолкнулся в лесу на дом с крепкими железными воротами, которые невозможно открыть. Он попал к одноглазому нарту, от которого сумел убежать, ослепив его острием железного лома, почти как грек Одиссей циклопа Полифема.

Верования о бессмертии нартов сохранились у аварцев в селении Зубутли Казбековского района. По их представлению, нарты, живущие в подземелье в огромных хоромах, знают, что творится на земле. И когда люди нуждаются в их помощи, они появляются, но сами люди не могут попасть к ним. Представления народа о том, что нарты после смерти продолжают загробную жизнь, отражено в словах, которые раньше произносили над покойником: «Пусть будет среди нартов».

Согласно аварскому преданию «О нартах», они жили на горе Речол, возвышающейся над селением Гатль. Основным занятием нартов было разведение свиней, занимались они и земледелием. Своеобразным был их погребальный ритуал: копали яму глубиной до колен умершего, а оставшуюся часть тела обкладывали вокруг каменными плитами, сверху также покрывали плитой. Интересно, что это описание напоминает могильники каякентско-харачоевской культуры (эпохи поздней бронзы), которые были найдены и в Речольском могильнике рядом с селом. Значит, не все в преданиях о нартах можно считать вымыслом.

Кандидат юридических наук Тажутдин Бижамов в своей монографии приводит следующее кумыкское сказание о нартах, связанное с названием Гельбаха.

У Дербентского хана была красавица-дочь. На ней хотели жениться два нарта. Одного из них звали Кероглу. Отец девушки дал каждому из них по трудному поручению: кто из них сумеет раньше справиться с заданием, за того он и выдаст ее. Кероглу предстояло оградить стенами Дербент, другому – перекрыть реку Койсу (р. Сулак). Оба с готовностью взялись за дело. Пока Кероглу достраивал стены Дербента, другой нарт перекрыл Койсу и сообщил об этом Кероглу. Однако тот не поверил. – Если не веришь, гель бах (иди, смотри), – ответил его противник. Кероглу смотрит: Койсу, действительно, перекрыта. И девушка по праву досталась другому нарту. В честь этого современному Чирюрту было дано в древности название Гельбах.

В древнейшей кумыкской песне о Карткожаке и Максуман, относящейся к жанру героического эпоса, героями выступают тоже нарты. В ней говорится, что богатырь Карткожак встретил сорок нартов, которые ему рассказали о том, что они не могут отобрать свои табуны у их сестры – Максуман, и предложили ему отобрать их и этим доказать, что он действительно батыр. Карткожак угнал табуны, но Максуман догнала его и предложила вести бой по обычаю: право первого выстрела предоставить старшему по возрасту. Так как Карткожаку было 35 лет, а Максуман всего 15, то нарт получил право первого выстрела. Он выстрелил, но промахнулся, девушка же, проявляя благородство, направила стрелу в коня Карткожака, оставив богатыря в живых. Карткожак был уязвлен и, чтобы победить амазонку, он целый год работал у ее отца, чудесного кузнеца, так как только оружие, изготовленное этим кузнецом, могло поразить неуязвимую Максуман. В конце концов, Карткожаку удалось победить Максуман и жениться на отважной красавице.

В этом предании, как считают исследователи, отразился переход от матриархата к патриархату. К примеру, профессор Сакинат Гаджиева писала, что в этой песне нашли отражение рудименты матриархата: Максуман оказалась сильнее и своих сорока братьев, и батыра Карткожака, она владеет табунами, ее отец готовит оружие, чтобы победить дочь, она изображена в песне не только более сильной, смелой, чем мужчины, но и более благородной, и решение выйти замуж за Карткожака принимает сама Максуман.

Легенда о Карткожаке нашла свое продолжение в эпосе «Анжи-наме». Но почему же исчезли эти легендарные богатыри – нарты?

Рассказывают такую историю. Возле аула Эндирей был холм Джучитебе. У этого холма один эндиреевец пахал землю. Устав, он распряг быка и прилег отдохнуть. А ружье свое прислонил к камню. Тут к нему подошел и поприветствовал нарт, который спросил, что это за палка и для чего она нужна. Мужчина ответил, что это не палка, а ружье, и им убивают издалека. Нарт удивился, не поверил и, чтобы проверить, правда ли это, предложил убить быка, пообещав заплатить за него. Эндиреевец, не вставая, взял ружье и выстрелом издали убил своего быка. Нарт был поражен. Затем он попросил пахаря постоять на вершине холма, а сам ушел. Тот постоял на холме, а когда нарт удалился, на всякий случай сошел вниз. Вдруг с горы прилетело брошенное нартом дерево и сдвинуло середину холма назад, образовав из него как бы три возвышенности. Вскоре появился сам нарт, который удивился, как уцелел эндиреевец. Эндиреевец рассказал все, как было. После этого нарт подумал: «Люди стали хитрыми и оружие изобрели, которое может убивать издали. Теперь подвиги, совершаемые нами собственной силой, – уже не подвиги, и жить нам теперь будет трудно». Поэтому и исчезли нарты.

Категории.Культура

Мудрость дня

От земли до звезд

21.01.2023 • Мудрые мысли

От земли до звезд не существует простого пути Сенека ... Читать далее

Мы ♥ Ислам

Мы в Telegram

Самые читаемые