«Вечер тихо веял тихою прохладой,
Над ущельем горным сизый полз туман.
На тебя впервые глядя взором жадным,
Поняла, как дорог ты мне, Дагестан…»
Эти, наполненные чувством любви и патриотизма строки принадлежат перу Мариам Ибрагимовой (28.11.1918 – 19.08.1993). В каждом слоге, в каждой букве, в каждом звуке бессмертных строк Мариам Ибрагимовны отражаются неподдельные эмоции и ее особый литературный почерк. Сила творческого таланта, любовь к Родине, сострадание и забота отражаются в поэтических стихах этой великой, мудрой и красивой женщины, сумевшей органично соединить историю и духовные традиции России и Кавказа. На водоразделе взаимоотношений русских и горцев, когда больно за каждую сторону.
Не случайно она пишет:
«...Кавказ я люблю как Отчизну, Россию – как русскую мать».
Родилась Мариам Ибрагимова в 1918 году в г. Ейске, на берегу Азовского моря. Ее отец, лакец Ибрагим из высокогорного дагестанского селения Хуты, жил на Кубани, где и женился на русской девушке Прасковье, правнучке Василия Пущина – декабриста, члена Южного общества.
Выйдя замуж за Ибрагима, Прасковья приняла Ислам и стала зваться Патимат. Прямоту, смелость и независимость Мариам унаследовала от рода Пущиных и свободолюбивых горцев.
Как она сама отмечает:
«У тех богобоязненных горцев, ценивших свободу, совесть и честь дороже жизни, я научилась веротерпимости, почтительному отношению к сединам, милосердию к немощным, презрению к подлым».
Мариам выбрала профессию врача, ставшую для нее культом, религией, исчерпывающим символом высокого служения. Врачевание для Мариам было не только ремеслом и даже не «только искусством». Она нашла в этом целую философию, призванную избавить мир от физических и нравственных недугов, сделать его бесконечным в стремлении к совершенству, гармонии, бессмертию человеческой души.
Лечебному делу Мариам Ибрагимова отдала всю свою жизнь. Начала она свою трудовую биографию в 15 лет в середине 30-х годов в одном из далеких сельских медпунктов. В годы войны М. Ибрагимова многое делала для оказания помощи раненым и больным, как в родном Дагестане, так и в Кисловодске, куда она переехала. Годы учебы в медицинском техникуме, институте, работа в далеких аулах Дагестана, в военных эвакопунктах Махачкалы были испытанием для молодой горянки.
Мариам, выпускница медицинского техникума в 19 лет была назначена директором дома инвалидов Отечественной войны в городе Буйнакск. Мариам смотрела на раненых и украдкой плакала от жалости к этим молодым ребятам, совсем еще мальчишкам. Хорошо, если уцелела одна рука, а были и без рук. Хорошо, если мог удержаться на одной ноге, иногда не было обеих. Были оглохшие, плохо видевшие и совсем слепые. Замкнутые, ушедшие в себя, а то и громкие, бушующие в минуты отчаяния. Мариам бросалась успокаивать. Видела перекошенное в страдании лицо, прижимала его к груди. Слова находились сами собой. Что-то шептала, шептала, шептала. Пока не переставали у кричащего вздрагивать плечи. Пока не затихал. Как уберечь их от этого отчаяния? Как им внушить, что они еще кому-то нужны? Это было самым трудным – быть им сестрой и матерью.
«Мариам – сильная женщина и характером, и талантом своим, и любовью к людям. В ней текла мужественная кровь горцев и благородная кровь русских дворян».
Однажды, рассказывала Мариам, в дом инвалидов приехала ослепительной красоты девушка с отцом – невеста раненого и отчаявшегося Михаила. У него не было руки и не видел один глаз. Красный рубец пересекал высокий лоб. Михаил не сообщал о себе родным, считая себя калекой. При всех, никого не стесняясь, девушка подошла к Михаилу, обняла, долго целовала его и приговаривала: «Как ты мог, как ты мог не поверить…». Михаил уехал из дома инвалидов вместе со своей невестой и ее отцом.
После войны, уехав из Дагестана, Мариам Ибрагимовна более тридцати лет работала врачом в кисловодском санатории «10 лет Октября».
В 50–60 годы прошлого века Мариам заинтересовалась травертинами Славяновского источника (Железноводск). Речь шла об испытании действия на раковых больных травертина Славяновского источника. Травертины – это вещества, выпадающие в виде осадка минеральных солей.
В своей научно-исследовательской статье «Рак должен быть побежден» Мариам пишет: «Одну из врачей, у которой был обнаружен рак грудной железы, лечили травертином. Применяли его и другие больные, у которых злокачественные новообразования были подтверждены специальными исследованиями. Что касается меня лично, то я с помощью травертина в нескольких случаях продлила жизнь безнадежно обреченным – пусть всего на несколько лет, но это был мой хоть и маленький, но успех в борьбе с раком!».
Заболев неизлечимой болезнью, Мариам испытывала травертин на себе: «Свежий травертин сама я вначале принимала в тертом порошкообразном виде по несколько граммов в день. И была крайне удивлена, когда через три месяца на ощупь обнаружила, что и кистозная опухоль, величиной с большую детскую головку, сократилась. Общее состояние заметно улучшилось, в весе я прибавила, но некоторая слабость оставалась. Главное – я хотела убедиться, представляет ли опасность длительный прием травертина для организма и каковы будут отдаленные результаты этого испытания на себе».
Мариам и кисловодские врачи-бальнеологи в содружестве с учеными радиологами и геохимиками провели ряд исследований осадочных веществ целебных минеральных источников, оказывающих лечебное ионизирующее воздействие.
Личным подвигом Мариам Ибрагимовой перед человечеством является эксперименты, которые в течение 5 лет проводила над собой. Неизлечимая болезнь у Мариам Ибрагимовой обнаружили, когда ей было 70 лет. Для своего лечения она принимала травертин ежедневно по 1–2 грамма в виде порошка, запивая настоем свежего лимона. Через некоторое время кистозная опухоль сократилась, общее состояние за три месяца улучшилось, желтизна кожных покровов исчезла, она прибавила в весе.
В последние годы жизни М. Ибрагимова увлеклась живописью и писала картины с большим удовольствием, выражая в них свою любовь к Дагестану, к родным горам, тоскуя по родине.
Как-то раз Мариам Ибрагимова заказала известному художнику горный пейзаж Дагестана. Художник затребовал 500 рублей. Хоть эта сумма и была немалой для того времени, Мариам отдала деньги. Увидев «шедевр» художника, назвала работу «мазней» и потребовала вернуть деньги обратно. Художник оправдывался, но решение горянки было непоколебимым. На деньги, которые она забрала, купила холст, краски, попросила другого художника научить ее работать маслом. Методом проб и ошибок, благодаря врожденному творческому таланту стала рисовать пейзажи, натюрморты. Живопись приносила ей удовольствие. Среди полотен Мариам Ибрагимовой – великолепные пейзажи величественных гор Кавказа.
Мариам Ибрагимову всегда отличали не только трудолюбие и целеустремленность, но и скромность, чувство собственного достоинства. Именно поэтому горянка не предпринимала никаких усилий, чтобы популяризировать свои книги. К тому же республиканские критики не придавали должного внимания творчеству женщины-врача, живущей за пределами Дагестана.
Первый секретарь Дагобкома КПСС Абдурахман Даниялов неоднократно предлагал Мариам Ибрагимовой вернуться в Дагестан в качестве министра здравоохранения республики. Однако уговоры были тщетными. Мариам Ибрагимова отказывалась от руководящей должности, потому что не любила административную работу.
Мариам Ибрагимова известна как врач, поэт, писатель, художник. Но Мариам прежде всего была матерью.
«… Мой, сын, прошу, и ты, живя на свете,
Будь человеком, другом и отцом,
Чтоб за тебя не стыдно было детям,
Чтоб людям смело мог смотреть в лицо».
Для Мариам было важно, чтобы ее сын – Рустам – вырос достойным человеком, обладающим лучшими качествами мужчины, жил так, чтобы его детям не было стыдно за своего отца. Все свое тепло, заботу она вкладывала в него…
Ее стихи и поэмы – целая вселенная чувств, страстей, мыслей. В эпицентре этой стихии – Человек на фоне своего времени, своей жизненной драмы, в котором борются свет и тьма, любовь и ненависть, благородство и низость.
Поэзия Мариам – водоворот эпох и сюжетов, бесконечная галерея колоритных героев, смешение стихотворческих стилей и приемов, контрастные смены настроений. Только выстраданное, прочувствованное, понятое и близкое поэту стихотворение может претендовать на право называться поэтическим творением.
Поэзия Мариам Ибрагимовой – чувственная, не придуманная, реалистичная, поражающая своей простотой и звучностью. Произведения Мариам Ибрагимова написаны на русском языке.
В Махачкале было издано два ее поэтических сборника, один из которых назывался «Моя тропа». А затем в Махачкале и Москве в разные годы выходят другие ее произведения: сборник «Звенел булат», документально-историческая повесть «Охотник Кереселидзе», а также романы «Туман спустился с гор» и «Мал золотник», в которых отражена нелегкая борьба горцев за лучшую жизнь, дружба людей разных национальностей.
Известность к Мариам пришла в семидесятые годы, а слава – в девяностые, после выхода романа-трилогии «Имам Шамиль».
Мариам Ибрагимову всегда отличали не только трудолюбие и целеустремленность, но и скромность, чувство собственного достоинства. Именно поэтому горянка не предпринимала никаких усилий, чтобы популяризировать свои книги. К тому же республиканские критики не придавали должного внимания творчеству женщины-врача, живущей за пределами Дагестана.
Творчество Мариам Ибрагимовой на родине не было при ее жизни оценено по заслугам. Лишь после того, как об историческом романе о Шамиле узнали в городах России и за рубежом им заинтересовались читатели и научная общественность.
В честь 100-летнего юбилея Мариам издано пятнадцатитомное собрание ее сочинений, в котором отражена вся жизнь, работа и творчество необыкновенной горянки, дочери Кавказа и России.
Более 30 лет рукопись романа пролежала в столе писательницы и, только в 1991 году был издан в московском издательстве «Советский писатель». Мариам Ибрагимова долгие годы посвятила изучению документов, касающихся героических и трагических страниц Кавказской войны, жизни-борьбы легендарного имама Дагестана и Чечни имама Шамиля.
Этот фундаментальный труд, роман всей ее жизни, по признанию народного поэта РД Расула Гамзатова по праву является самым лучшим описанием двадцатипятилетней героической освободительной борьбы горских народов Северного Кавказа против насильственного присоединения к Российской империи.
Когда многие клеймили имама Шамиля, а высокопоставленные чиновники Дагестана, держась за свои кресла, боялись произносить его имя, Мариам Ибрагимова написала романтрилогию, который стал редким случаем – произведением высокохудожественной литературы и фактом исторической науки.
Попытки написать о Шамиле были предприняты многими, но они были чреваты последствиями: азербайджанский ученый Гейдар Гусейнов, писавший о Шамиле, ожидая ареста, покончил с собой, а профессор-историк Расул Магомедов был лишен всех званий и регалий и отстранен от работы за верность научной истине в своих трудах о Кавказской войне…
Мариам Ибрагимова, работая в закрытых архивах, впервые собрала объемный исторический материал, который показал лживость клеветы фальсификаторов истории в адрес имама, пытавшихся выставить Шамиля ставленником Англии и Турции. Ею опровергнуто навязываемое в официальной историографии представление об имаме Шамиле и его сторонниках как кучке религиозных фанатиков. Для дагестанцев роман-трилогия «Имам Шамиль» Мариам Ибрагимой также важен, как и роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого для России.
Мариам Ибрагимова, защищая своего героя в течение 30 лет, жила и ушла в мир иной с уверенностью, что ее герой вновь займет достойное место в истории. О Шамиле писали многие, последующие книги других авторов так или иначе опираются на это произведение или учитывают его, но пока ни одному из них не удалось превзойти его.
О Мариам Ибрагимовой и ее «Имаме Шамиле» в разные годы высказывались поэты, писатели, общественные и политические деятели.
Главный хранитель государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Николай Марков:
"Мариам Ибрагимова вернула своему народу имама Шамиля, не сделав его при этом врагом русского народа».
Расул Гамзатов:
«Воздать должное Шамилю в истории России, Кавказа, Дагестана с блеском, исторически правдиво, с большой любовью покоряя непреодолимые вершины и преграды, сумела наша Мариам. Ее роман «Имам Шамиль» по праву является самым лучшим описанием Шамиля и Кавказской войны. Сейчас многие стараются обозначить себя рядом с Шамилем. Я бы назвал их шамилееды и шамилеведы. Так вот, Мариам была настоящим шамилеведом. Нам в Дагестане нужно обязательно увековечить память о Мариам, назвать одну из центральных улиц Махачкалы ее именем».
Народный поэт Дагестана Фазу Алиева:
«Мариам Ибрагимова – великий писатель. Никто не писал о Шамиле такого произведения. У меня вечная боль в сердце за то, что мы не оценили при жизни ее человечность, любовь к Дагестану, к людям, мы были черствы к ней. Это нам непростительно».
В ноябре этого года (28 ноября 2018 г.) Дагестан будет отмечать 100-летний юбилей неординарной личности, врача-исследователя, талантливого художника и мудрой женщины Мариам Ибрагимовой.
Люди, обладающие такими качествами, как она появляются на свет лишь раз в 100 лет. Произведения Мариам Ибрагимовны еще долгое время будут вызывать бурные дебаты у литературных критиков и заставлять задумываться все новые поколения читателей…
Утром выпал снег.
Мариам спросила: «А почему, когда выпадает первый снег, так радостно на душе?»
Подумав, дед Исмаил сказал:
«Это потому, что душа стремится быть
такой же чистой, как первый снег»...
21.01.2023 • Мудрые мысли
От земли до звезд не существует простого пути Сенека ... Читать далее